Книжная полка

Книжная полка

Книжная полка

Книжная полка

Об истинной любви подданных к государю,

Слово в день рождения Благочестивейшей Государыни

Императрицы Марии Феодоровны

(к 14 ноября).

________

Не любим словом, ниже языком,

но делом и истиною (I Иоанн. III, 18)

Ныне празднуем мы день рождения Императрицы Марии Феодоровны, Августейшей Родительницы нашего Государя. Для материнского сердца Государыни, конечно, ничто не может быть предметом более высокого утешения, как здравие и благоденствие её возлюбленного Сына, Венценосного Правителя России. Одним из главных оснований благоденственного жития Самодержца, без сомнения, служат любовь и преданность Ему со стороны Его подданных. Посему, думаем, будет вполне отвечать характеру настоящего торжества, если мы посвятим несколько времени рассмотрению вопроса: в чём должны выражаться наши любовь и преданность Государю, коль скоро эти чувства, согласно слову апостола, должны проявлять себя не на словах только или на языке, а на самом деле, истинно?

Первый священный долг по отношению к нашему Государю, лежащий на нас, как на Его верных подданных, это – молиться за Него. Апостол Павел, увещевая нас приносить молитвы Богу за всех людей, как равно наших ближних, однако первым лицом, заслуживающим нашей общей молитвы о себе, указывает Государя: молю... творите молитвы... за вся человеки: за Царя... И кто не поймёт оснований нашей преимущественной, единодушной молитвы за Государя, Отца нашего отечества? Служение Его настолько высоко, столько же и трудно: оно – бремя тяжкое, превышающее силы человека и потому всегда нуждающееся в чрезвычайной божественной помощи. Вот почему св. Церковь во всех ежедневных службах своих не забывает помолиться за Государя и тем даёт пример и нам, чтобы мы также и в частных или домашних молитвах не опускали просить Творца и Вседержителя, да изливает Он обильно благодать Свою на нашего Государя, да хранит Его силы телесные и душевные и благопоспешит Ему в великом и трудном подвиге служения Его своему государству.

Вознося молитвы Богу о здравии и благополучном царствовании нашего Государя, мы в тоже время, во свидетельство нашей искренней любви к Нему и совершенной преданности Ему, обязаны беспрекословно подчиняться всем распоряжениям и узаконениям, исходившим от самодержавного Владыки нашего государства. Для всех действий Государя, открывающихся в Его законах, мы должны видеть глубочайший корень и последнее основание не просто в Его личной воле, но в воле Самого Бога, управляющего волею Государя и внушающего Ему все благие предначертания в государстве: сердце Царя в руке Божьей (Притч. 21, 1). Властители, предписывающие законы своим подданным, действуют под руководством Божьим: Мною, говорит сам Бог, сильные пишут правду (Притч. 8, 15). Как по источнику, из которого происходят, так и по цели, ради которой издаются, государственные законы требуют безусловного повиновения со стороны граждан: они (законы) направлены на утверждение мира и спокойствия в государстве, на устранение, возможных по греховности нашей природы, своеволия и беспорядка в отношениях граждан между собою, короче – на возвышение благосостояния всего государства и упрочение его долгожития.  Даже самое малое общество не может образоваться и сколько-нибудь времени существовать, если члены его не обяжут себя взаимным повиновением одним общим правилам или законам: в несравненно большей степени необходимость подчинения законам является для членов обширнейшего общества, каково государство, в целях их собственного благосостояния.

Признавая важность и неустранимую необходимость законов в государстве, мы должны также оказывать безропотное и охотное повиновение и блюстителям государственных законов или начальникам и властителям, поставляемым Государём для ближайшего управления теми или иными частями государственной жизни. По самой ограниченности нашей природы один человек не может управлять непосредственно всем государством, поэтому естественно и необходимо Государь нашей обширнейшей страны внедряет заведывание разными отраслями государственного управления и разными областями государства способным к этому и достойным из подданных лицам, которые и являются исполнителями Его воли, органами Его власти в государстве. Насколько в выборе таких починённых управителей и властителей в стране Глава государства невидимо руководится волею Провидения, – и власть этих низших сравнительно с Государём лиц свыше – человеческого происхождения: ныне власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены... Начальник есть Божий слуга (Римл. 13, 1–5).

Усматривая в верховных распоряжениях Царя, определяющих взаимные отношения Его подданных, промыслительное действие Божие, мы в выражение своей искренней любви и преданности Государю должны принимать Его распоряжения и повиноваться им не по страху или принуждению, а по совести, добровольно, по внутреннему убеждению в их важности и необходимости для государства и потому, исходя опять из того же чувства совершенной любви к Государю, ни в каком случае не должны позволять себе легкомысленных и дерзких суждений о действиях и распоряжениях как Верховного лица, так и подчинённых Ему правительственных органов; нам, частным лицам, обыкновенно бывают неизвестны причины и цели тех или иных распоряжений власти, а между тем необдуманные и неосновательные осуждения этих распоряжений могут колебать достоинство их и ослаблять доверие к ним во многих лицах, что легко может отразиться пагубными последствиями на состоянии государства.

Вместо всяких бесплодных и часто вредных суждений о действиях власти мы несравненно вернее покажем себя истинно преданными Государю и нашему отечеству, если строго и честно, каждый лично, будем исполнять обязанности своего звания или дело, предназначенное нам самым положением нашим в обществе, стремясь в этом случае не столько к достижению наших личных выгод, сколько к посильному принесению пользы на благо всего нашего отечества. Как в телесном организме каждый член точным выполнением своего назначения, какое бы ни имел, содействует поддержанию жизни и здоровья целого тела, так и в государственном обществе, этом необъятном и необычайно сложном организме, каждый человек во всяком звании или состоянии своею честною деятельностью доставляет известную пользу отечеству, участвует в возвышении его благосостояния и таким образом является истинно преданным сыном своего отечества и Отца отечества, Государя. Если покорно исполняя обязанности своего звания или занимаясь свойственным нашему положению в обществе трудом, при этом мы сохраняем себя свободными  от зависти и ненависти к высшим классам общества или от неуважения и презрения к низшим, и, наоборот, к каждому званию, ко всякому сословию в государстве питаем благорасположенность и любовь, как к одинаково необходимым и взаимно содействующим достижению общих целей государства, то являемся, несомненно, самым делом преданными своему Государю и отечеству.

Но надлежащей полноты и высоты наша любовь к Государю и отечеству достигает в исполнении тех повинностей и в принесении тех жертв на благо нашего отечества, какие требуются или постоянными и обычными, или чрезвычайными и исключительными его нуждами. Так, если по закону на нас лежит долг вносить дань, будем платить дань; если отечество, обращаясь к милосердию граждан, приглашает их к добровольным пожертвованиям на разные общественные потребности: на учреждение благотворительных заведений – для воспитания детей, для призрения вдов, сирот, престарелых, для излечения больных, или на помощь пострадавших от пожара, неурожая хлеба, эпидемии, землетрясения, наводнения и т. п., то мы должны спешить – явиться здесь с непререкаемым свидетельством своего патриотического чувства и в частности – любви к Государю, для Которого всё отечество – родная семья, все подданные – Его дети, т.е. с нашим посильным вкладом в общую сокровищницу, предназначенную для благотворительной цели. Если бы, наконец, в случае брани со врагами, Государь потребовал от нас пожертвования значительною долею имущества и даже самою жизнью, то мы должны быть готовы запечатлеть свою любовь к Государю и нашим братьям – соотечественникам положением нашей души за них (1 Иоанн. 3, 16). В этом случае урок, преподанный некогда преподобным Афанасием Афонским одному христианину, старавшемуся избежать воинской повинности, остаётся обязательным для всех времён: «мы все дети одного отечества и потому все обязаны защищать его. Если верховная власть признаёт нужным употребить на пользу общую и руки наши и грудь, мы беспрекословно обязаны повиноваться. Кто думает и поступает иначе, тот прогневает Бога».

Вот круг обязанностей, в неуклонном и добросовестном исполнении коих мы открываем свою любовь к Государю уже не словом только или языком, но делом и истиною.

Господи! да наполняется выну сердце Русского Царя радостию о неизменной любви к Нему подданных Его и да почерпает Он в этой любви силы к непоползновенному прохождению своего великого служения отечеству! Аминь.

Прот. I. П–ский.

КОММЕНТАРИИ

Имя: *

Цифровой ящик:

Комментарий: *

Top.Mail.Ru